Государственная политика в области оплаты труда как необходимый элемент политики долгосрочного экономического развития

Необходимым элементом политики долгосрочного экономического развития должна быть государственная политика в сфере оплаты труда (ОТ) работников, то есть доля работников в ВВП. Политика ограничения доли наемных работников в ВВП, характерная для нашей страны за последние 10 лет, существенно влияет на параметры экономического развития.

Необходимым элементом политики долгосрочного экономического развития должна быть государственная политика в сфере оплаты труда (ОТ) работников, то есть доля работников в ВВП. Политика ограничения доли наемных работников в ВВП, характерная для нашей страны за последние 10 лет, существенно влияет на параметры экономического развития.

Государственная политика в области оплаты трудаМожно утверждать, что траектория экономического развития государства на следующие 10 лет была определена инвестиционной политикой предыдущих лет. Низкий уровень доли ОТ работников требовал дополнительных инвестиций (государственных и негосударственных) в человеческий капитал. Поскольку такие инвестиции осуществлялись в крайне ограниченных объемах, это привело к возникновению проблемы «потерянного поколения».

Вторым важным аспектом политики регулирования ОТ (политика минимальной заработной платы) есть его определяющее влияние на долю капитала при распределении ВВП. Если в развитых странах действуют достаточно мощные и влиятельные профсоюзы, которые привлекают организации по аттестации рабочих мест и пытаются обеспечивать действительную защиту потребностей наемных работников, то на этапе трансформации к рынку опыт работы института профсоюзов в рыночных условиях еще отсутствует. В таких условиях уровень заработной платы может даже не достигать стоимости воспроизводства рабочей силы.

Чисто с теоретических позиций можно утверждать о неравномерности распределения факторных доходов между капиталом, трудом и государством. Вместе с тем заниженность доходов от труда оказывает значительное влияние на консервацию «традиционных» производств, что могут давать прибыль даже без технологического переоснащения производств и инвестиций в современные технологии. Таким образом, политика регулирования минимального уровня зарплаты является важной составляющей экономической политики, потому что недооценивание человеческого капитала не может быть основой долгосрочного экономического развития.

С другой стороны, рост доходов работников, уменьшает финансовые возможности для самофинансирования и прибыльности традиционных производств. Поскольку основных факторов производства только два — это труд и капитал, то рост доходов за труд при неизменяющихся объемах производства приводит к сокращению доходов от капитала и активизирует поиск эффективных направлений инвестирования.

С этих позиций недостаточно обоснованной выглядит положение официальной концепции экономического развития нашей страны, согласно которой «главной причиной структурно-инновационной и социальной переориентации экономики служит первоочередное укрепление финансов участников хозяйствования, домашних хозяйств и других юридических лиц. Практикой предыдущих лет доказано, что без этого любые действия экономического, административного или правового характера, меры «сверху» желаемого результата не дадут».

Итак, предлагается укреплять финансы, как предприятий, так и домохозяйств одновременно, без определения пропорций распределения дохода, что недопустимо для концепции развития. Очевидно, что рост доходов от капитала при прочих равных обстоятельствах (прежде всего, неизменности фискальных норм) приводит к сокращению доходов работников. Только в случае ослабления налоговой нагрузки, чистые доходы от капитала и труда могут расти одновременно.{crossposting on}

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Уведомить
avatar
wpDiscuz